Готовность к обучению в школе
В жизни ребёнка немало сложных этапов и трудных
задач. Одним из таких является первые шаги в школьный мир. Именно в первые
месяцы обучения в школе организм ребёнка испытывает нагрузку, схожую по
интенсивности и напряжённости с экстремальными ситуациями для хорошо
тренированного взрослого человека.
Социально-психологическая адаптация ребёнка к новым условиям обучения и
воспитания у каждого проходит по-разному и может занимать по продолжительности
от 1 месяца до года. Многие факторы участвуют в этом сложном для ребёнка
процессе.
Психологическая готовность ребенка к школе:
- здоровье ребёнка;
- личностные особенности (характер и темперамент);
- особенности семейного воспитания и т.д.
Когда мы говорим о психологической готовности ребёнка к школе, имеем в виду следующие показатели:
Личностная готовность (наличие познавательных и социальных мотивов).
Интеллектуальную готовность (уровень сформированности логического мышления и мыслительных операций).
Эмоционально-волевая готовность к школе (сформированность внутренней позиции школьника, сформированность произвольности поведения).
Опыт работы показывает, что ребёнок шестилетнего
возраста в недостаточной степени готов к обучению в школе, а значит и все выше
перечисленные показатели у него недостаточно сформированы. Мы знаем, что у
ребёнка шестилетнего возраста основным видом деятельности является игра. В
классе за одной партой оказывается в равных условиях обучения и воспитания, как
шестилетка, так и ребёнок семилетнего возраста. Учитель и психолог знают об
этом, в то время как родитель возлагая на ребёнка высокие надежды, ставя перед
ним высокую планку достижений, надеется, что именно его ребёнок будет успешен в
учёбе, независимо от сформированности показателей готовности к обучению.
Задавая вопрос родителям,
какие ассоциации у них вызывает слово "адаптация", типичными ответами
родителей первоклассников были: "новый коллектив", "новые
знания", "учительница", "новые впечатления"…и т.д. И
лишь небольшое количество родителей отметили "большие нагрузки".
Большая часть родителей считает: главное при наличии обучения в школе – социально-психологические
перемены: новые отношения, новые обязанности, новая роль – ученик. Всё это,
конечно, важно, но ко всему перечисленному добавляется самое главное – учёба,
учебные нагрузки, порой непосильные для детского организма и психологического
восприятия данного возраста. Поэтому задача педагога-психолога грамотно
определить для себя основные этапы и задачи психологического сопровождения и
своевременно оказать психологическую помощь родителям, учителям и детям.
С
тех пор как я работаю психологом, я придерживаюсь самого строгого правила в
работе с детьми – "Не навреди!". В моих руках душа ребёнка, а значит
и его судьба. Всё что я умею и знаю, всё, чем природа одарила меня как
личность, - для тех, кто идёт ко мне.
Моим искренним стремлением
является желание помочь и поддержать его в трудную минуту, позаботиться о его
психологическом здоровье, сопровождать его на протяжении учёбы в школе.